Мини-обзор более ранних источников


На главную
Соображалки | Самоделки | Нелепости | Книжки | Разное

Мини-обзор более ранних источников

Ввиду занятия блогерством для меня представляют определённый интерес более ранние публикации, где встречаются сведения, близкие по смыслу и духу к содержимому материалов моего сайта, о чём прямо сказано в оглавлении раздела «Соображалки».

И вот так случилось, что относительно недавно я наткнулся на несколько вещей, по тематике перекликающихся с некоторыми собственными заметками. Чтобы не править отдельно каждую из них, я сделал небольшое сборное дополнение в виде данной публикации.

К заметке «Школьные задачи»

Попался мне в Сети предназначенный для учеников старенький фильм «Функция и графики», выпущенный в 1976 году Киевской киностудией научно-популярных фильмов [1]. На 9-й минуте второй его части демонстрируются графики некоторых уравнений. Когда я увидел вот это:

сразу же вспомнился задачник [2], на форзаце которого я однажды и записал те самые придуманные задачи, ибо там среди иллюстраций присутствовал график, подобный приведённому. Также весьма интересным оказалось другое уравнение:

Вид его графика вдохновил меня на создание ещё одной задачи по изображению множества точек с координатами, отвечающими некоторому набору условий. Необходимо отметить, что на последнем рисунке (и, соответственно, в фильме) присутствует неточность: в приведённом там математическом выражении x и y помещены в знаменатели, следовательно, это уравнение не имеет смысла при нулевых значениях переменных и на его графике есть четыре «прокола»:

К заметке «Немного про скоропись»

Листая подборку старых выпусков научно-популярного журнала «Наука и жизнь» за 1985 г., удалось обнаружить статью [3], рекомендации которой звучат очень созвучно с теми, что были описаны у меня. Так, советуется использовать для сокращений математические знаки, например – кванторы всеобщности ∀ и существования ∃ , а также придумать свои собственные символы для записи часто встречающихся слов. Особое внимание уделяется «буквам в обёртке», в том числе – символу «собака» @: «На клавиатуре подсоединённых в ЭВМ пишущих машинок в нижнем ряду справа есть символ @ – так называемое «коммерческое at». Используем эту идею: «обернем» линией, не отрывая пера от бумаги, первую букву наиболее часто употребляемого термина». В качестве примера в цитируемом источнике предлагаются к применению следующие сокращения химических понятий:

Надо сказать, что статья подобной тематики не является чем-то уникальным – судя по всему, на страницах советских журналов уделялось более-менее регулярное внимание обучению умению быстро конспектировать информацию. Это подтверждается найденной мной ещё одной подобной публикацией 1979 года [4], акцент в которой делается на такие способы скорописи, как сокращения слов и аббревиатуры.

К заметке «Про полимерную глину и не только»

Будучи учеником 5 класса я как-то брал в школьной библиотеке книжку, посвящённую изготовлению моделей кораблей, самолётов и т. п. Увы, тогда у меня ещё не было привычки записывать названия и авторов интересных книг. Тем не менее запомнилась эта книжка, среди прочего, описанием какого-то неизвестного мне тогда материала, сходного с пластилином, но способного затвердевать. Название этой субстанции с годами тоже забылось, оставив лишь смутное впечатление, что оно было созвучно со словом «пластик». Поэтому, когда я получил в январе 2015 года очередной номер «Науки и жизни» и увидел в нём статью о полимерной глине (пластике) [5], то был неожиданно и приятно удивлён: «Так вот, значит, как назывался тот самый материал!».

Теперь же получилось разыскать публикацию в майском выпуске «Науки и жизни» 1989 года [6], в которой рассказывается об ассортименте выпускающейся пластики, заводах-изготовителях и о приёмах работы с данным материалом (советы по лепке скульптурных фигурок, способы создания текстур на поверхности пластики, варианты окрашивания поделок и методы отверждения материала). В частности, представлена любопытная схема лепки подсвечника из полимерной глины (на рисунке ниже приведён фрагмент цветной вклейки VIII из этого же номера журнала):

Другая иллюстрация из обсуждаемой здесь статьи показывает этапы создания корпуса модели когга (средневекового парусного корабля):

Этот рисунок, особенно изображённое на нём отверждение заготовки корпуса судна прогревом в кипятке, показалось мне знакомым и в голове мелькнула мысль: «А не является ли автор статьи ещё и автором той самой книжки из школьной библиотеки?». И действительно – поисковик очень быстро выдал мне ссылку на издание под названием «Для тех, кто любит мастерить» [7]. После ещё одного запроса мне удалось найти на сайте “booksee.org” электронную версию книги, которую я сразу же узнал по обложке и пролистал с чувством ностальгии. Когг там, правда, предлагается сделать из бумаги и картона (на стр. 42), а пластика используется при создании корпуса модели мтепи – тоже средневекового судна, только африканского (стр. 33), а ещё – для изготовления модели подводной лодки (стр. 71). Сопровождается всё это иллюстрациями с довольно подробными пояснительными схемами ( (а) – корпус мтепи, (б) – подводная лодка):

(a)

(б)

Таким образом мне теперь точно стал известен источник, из которого я некогда впервые узнал о существовании одного из популярных ныне материалов для творчества. Важным следствием здесь является то, что пластика – это вовсе не какая-то инновационная новинка: у нас в стране она известна ещё как минимум с 1980-х годов (в Википедии имеются сведения об изобретении этого материала аж в 1930-х годах [8, 9]). Я же склонен рассматривать полимерную глину как продукт, появившийся в качестве ещё одного способа применения поливинилхлорида (ПВХ) в народном хозяйстве (наряду с производством электроизоляционных материалов, линолеума, обоев и т. д.) вследствие накопленного большого опыта по использованию и модификации свойств названного полимера – существует много серьёзной литературы, обобщающей информацию об этом и изданной более 30 лет назад [10].


Ссылки:

  1. Видеоролик «Функции и графики. Раздел 2» на YouTube-канале «Научный канал». URL: https://www.youtube.com/watch?v=oJg3V3KqHBM (дата обращения: 09.01.2022)
  2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 271 с.
  3. Штернберг Л. «Скоростное конспектирование» – Наука и жизнь, 1985, № 1, с. 98
  4. Айнштейн В. «Скоропись без секретов» – Наука и жизнь, 1979, № 12, с. 106
  5. Константинов Е. «Пластилиновая ворона, полиморфусный кот и компания» – Наука и жизнь, 2015, № 1, с. 94
  6. Шпаковский В. «Конструируем из пластики» – Наука и жизнь, 1989, № 5, с. 97
  7. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить: Кн. для учащихся 5–8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  8. Статья «Полимерная_глина» // RU.WIKIPEDIA.ORG: Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Полимерная_глина (дата обращения: 09.01.2022)
  9. Статья “Polymer clay” // EN.WIKIPEDIA.ORG: Wikipedia. The Free Encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Polymer_clay (дата обращения: 09.01.2022)
  10. Штаркман Б.П. Пластификация поливинилхлорида. М.: Химия, 1975. – 248 с.

Добавлено: 30.12.2021


Изменено: 09.01.2022


Скачать в pdf




См. также:

Листая старые советские школьные учебники...


Наверх

Соображалки | Самоделки | Нелепости | Книжки | Разное
На главную