На главную
Соображалки | Самоделки | Нелепости | Книжки | Разное
Химия, как развитая наука, характеризуется специфической терминологией, а кроме Именно поэтому в школе для понимания предмета совершенно необходимо знать символы, которыми обозначаются химические элементы и то, как эти символы читаются в формулах веществ. Обычно в школьных учебниках даётся некоторый ограниченный перечень типа «символ элемента» – «читается как», который и предлагается к обязательному запоминанию – взгляните на выдержки из известных изданий для учащихся: Пример 1 [1, с. 23]: Пример 2 [2, с. 18]: Пример 3 [3, с. 17]: Старательный школьник зазубрить-то это зазубрит, причём вполне успешно (проверено на себе), однако содержимое приведённых таблиц способно вызвать некоторую сумятицу в юном мозгу, ведь что из них следует? Что символы химических элементов читаются по-разному: у одних нужно просто озвучивать букву латинского алфавита, у других – целое слово на латыни, загадочное и непонятное, третьи же знаки оглашаются просто как русское название элемента. Плюс к этому обозначения элементов состоят как из одной, так и из двух букв, причём однобуквенные могут читаться как буква, а могут – как слово. Короче говоря, системности на первый взгляд как-то не видно, следовательно непонятно, а значит способно у посвящаемых в азы науки о превращении веществ вызывать психологическую неприязнь. Отсюда уже недалеко до развития устойчивой нелюбви к химическим урокам. Так может поэтому я уже много лет периодически слышу высказывания вроде: «Ты химик? Ой, а я вот эту химию ещё со школы не понимал!» Конечно, в любой науке есть некий минимум начальных сведений, который надо вот взять и просто запомнить, ну так почему бы не попытаться это запоминание облегчить? Когда-то я пробовал заниматься репетиторством и мой личный опыт общения со школьниками показал, что детей можно заинтересовать даже правилами чтения знаков химических элементов. В связи с этим хочу предложить на суд общественности следующий подход к заучиванию. Процесс разбивается на три этапа, так как информация лучше усваивается небольшими порциями. 1) Зубрим символы элементов, состоящие из одной буквы и читающиеся как буква, благо что школьники обычно к восьмому классу с латинским алфавитом уже хорошо знакомы, да и элементов-то таких всего шесть. Если ученику показать приведённую ниже таблицу, то ему очень сложно будет не заметить, что указанные в ней знаки элементов суть первые буквы их латинских названий – возможно, он ещё знает от учительницы истории, что когда-то латынь была международным языком и научные трактаты тоже писались на ней.
2) Учим символы, которые принято озвучивать как названия элементов по-латыни. Их десять:
Здесь упор лучше сделать сначала на те, символы которых выделены серым, поскольку в школьном курсе химии активно упоминаются вещества, в состав которых указанные элементы входят. Из таблицы также становится понятна логика принятия химиками именно таких обозначений – видно, что они являются сокращёнными производными латинских названий и такое прочтение тоже является некоторой данью истории, так как в приведённую десятку входят семь металлов, известных с глубокой древности (Au, Ag, Hg, Cu, Fe, Sn, Pb) [4, с. 141], и давно знакомые людям сурьма [5, с. 51] и мышьяк [6, с. 428]. В эту компанию «затесался» ещё и кремний, латинское название которого образовано от слова «кремень» – это такая разновидность кварца, применявшаяся ещё в каменном веке для изготовления орудий труда, а также – для высекания искры при добыче огня [6, с. 201]. 3) Если ученик осилит знаки указанных выше шестнадцати элементов, то можно считать, что самое сложное уже позади и остаётся выполнить третий, завершающий этап, в отношении которого действует такое правило: все остальные символы в формулах читаются по-русски – просто как названия химических элементов. В школе обязательно понадобится знать следующие:
Данную стадию я считаю более простой, потому что на ней главной шпаргалкой сможет служить сама таблица Менделеева, обязательно имеющаяся в учебнике [1, 2, 3] и обычно висящая в виде плаката на стене кабинета химии (в моей школе ещё на каждой парте их было по две штуки, накрытых стеклом) – её полезно разглядывать в свободное время (на перемене, например), тренируя этим заодно и зрительную память. Литература:
Добавлено: 13.10.2021 Изменено: 13.10.2021 |
Наверх
Соображалки | Самоделки | Нелепости | Книжки | Разное
На главную